Если Ваш ребенок одарен.
Если Ваш ребенок одарен.
Признаки одаренности
Раннее детство
(1-3 года)
Неуемное
любопытство, бесконечные вопросы, умение следить за несколькими событиями,
большой словарный запас, увлеченность словесными раскрашиваниями, развитая
речь, употребление сложных слов и предложений (развернутых). Повышенная
концентрация внимания на чем- то одном, упорство в достижении результата в
сфере, которая ему интересна, способности к рисованию, музыке, счету,
нетерпеливость и порывистость, изобретательность и богатая фантазия.
Дошкольный период
(4-6 лет)
Отличная память,
интуитивные скачки, яркое воображение, нечеткость в различении реальности и
фантазии, преувеличенные страхи, эгоцентризм, тонкая моторная координация,
предпочтение общества старших детей и взрослых. Доброта, открытость,
понятливость; превосходное владение искусством речевой коммуникации; громадная
любознательность, изобретение собственных слов, склонность к активному
исследованию окружающего; острое реагирование на несправедливость
Проблемы одаренного ребенка
1) своеобразный разрыв между умственным и
физическим развитием ребёнка. В результате у ребёнка 3-4 лет может быть
недостаточно развито владение мелкими движениями кисти руки (неправильно держит
кисточку или карандаш) Следствие - рисунки менее совершенны, чем у сверстников. Очень полезна здесь работа
с мозаикой, нанизывание бусинок
на нитку, работа с мелким
конструктором. Хорошо
срисовывать фигуры (простейшие)
с рисунка или
образца.
2) один из
признаков одаренности – это высокая
чувствительность, и как следствие – уязвимость одаренного
ребёнка. Конфликт возникает из-за
того, что мы неправильно понимаем, а
поэтому и неправильно
оцениваем мотивы поведения
ребёнка в той
или иной ситуации. Наряду с
этим дети обладают
высокой потребностью в
признании.
Одаренный ребёнок устанавливает
для себя высокие
стандарты, поэтому редко чувствует
себя успешным, отсюда – низкая
самооценка. Родителям не следует
критиковать неудачи ребенка (есть
они или нет) и постоянно ожидать
высоких результатов. Ребёнок не всегда
будет соответствовать родительским
ожиданиям и поступать
правильно. Главное, дать
понять ребёнку, что успех и неудача – это равновероятные события
и часто встречаются
в жизни.
3) взаимоотношения со
сверстниками и педагогами. Здесь важно знать, что
взрослым не следует
смотреть на одаренных
детей с благоговением. Одаренность привилегий
не сулит, но и
допустить, чтобы одаренность стала тяжким
бременем для ребёнка тоже
нельзя. Это может произойти, если окружение
ребёнка не удовлетворяет его
потребностей и ожиданий или
воспитатели и сверстники негативно
реагируют на его
способности. Это может стать
причиной формирования агрессивности
в поведении ребёнка.
Полезные советы
Поддерживайте способности ребенка к творчеству.
Проявляйте сочувствие к ранним неудачам. Избегайте отрицательной оценки
творческих проб ребенка.
Будьте терпеливыми к дивным идеям, уважайте
заинтересованность, вопросы ребенка. Старайтесь отвечать на все вопросы, даже
если вы считаете их странными.
Время от времени оставляйте ребенка в
одиночестве, позволяйте ему, если он того желает, заниматься своими делами.
Лишний контроль может усложнить творчество.
Помогайте преодолевать сомнения и
разочарования, когда ребенок остается один в процессе непонятного для
сверстников творческого поиска. Пусть ребенок сохранит творческий импульс,
находит награду в себе и меньше волнуется о своем признании окружающими. Оно,
может и не скоро, но придет.
Объясните, что на большинство вопросов не
всегда можно однозначно ответить. Для этого нужно время и терпение. Ребенок
должен научиться жить в интеллектуальном напряжении.
Помогайте ребенку ценить в себе творческую
личность. Однако его поведение не должно выходить за рамки дозволенного.
Находите слова поддержки для новых творческих
начинаний ребенка. Избегайте критики первого опыта, каким бы неудачным он не
был. Проявляйте симпатию, теплоту: ребенок стремится творить не только для
себя, но и для того, кто его любит.
Помогайте ребенку стать «умным авантюристом»,
иногда полагаться в познании на риск и интуицию.
Поддерживайте необходимую для творчества
атмосферу, помогая ребенку избегать общественного неодобрения, преодолевать
негативную оценку сверстников.
Джон
Галон
Чтобы ребенок дорожил вашим мнением и обращался по любому волнующему
его вопросу, запомните несколько правил:
v
Не
отвечайте на бегу, надевая пальто или отмывая кастрюлю. Если у вас нет времени,
чтобы сесть рядышком и поговорить, отложите беседу: «Солнышко, мне приятно, что
ты обратился ко мне с этим вопросом. Дай мне, пожалуйста, минутку (15 минут,
полчаса, время...), я закончу свои дела, и мы обязательно с тобой
поговорим».
v Не давите на
ребенка в порыве беспокойства: «Кто тебе об этом сказал? Где ты это услышал?»
Он может решить, что спрашивать о таких вещах нельзя, что это стыдно или плохо.
v
Наводите
малыша на размышление: «А как ты считаешь? Что ты сам думаешь?» Вопросы с
акцентом на слова «считаешь», «думаешь» помогут ребенку понять, что вам тоже ценно
его мнение.



Комментарии
Отправить комментарий