Как научить ребенка дружить.

 

Как научить ребенка дружить.



    А теперь пришло время ответить на главный вопрос. Для того чтобы малыш научился дружить, нужно обязательно рассказать ему об этой самой дружбе как можно подробнее, чтоб он понял, что это такое, как он должен вести себя с другом. Будет полезным смотреть мультфильмы, читать рассказы, сказки о дружбе. Вся полученная информация будет накапливаться, станет формироваться правильное представление о друзьях и дружбе в целом. Кроме этого, детей с детства нужно учить уважать, ценить, помогать своим близким. Умение идти на уступки, искать компромиссы важно не меньше. Если ребенок осознает всю важность дружбы, то это значит, что он вполне готов стать настоящим другом. Можно сказать, что дело осталось за небольшим: ввести его в общество сверстников и научить общаться с ними. Дети, которых рано начали водить в детский сад либо с ними часто ходят в гости, общественные места, более общительные, чем те, что находились лишь в обществе родителей и других близких родственников. Многие дети стеснительны, поэтому боятся подойти, начать разговор со сверстниками. Данный случай говорит нам о том, что чадо нужно научить быть уверенным в себе. Устраивая дома семейные праздники, на которых присутствуют дети стоит вовлекать своего застенчивого малыша в игры, но не заставлять, говоря «иди, играй вместе со всеми», а помочь ему перебороть свой страх перед общением. Взрослые тоже могут вступить в игру вместе с ребятами – так игра получится еще интересней, а ребенку будет легче адаптироваться, познакомиться, сдружиться.

Смотрим, читаем, слушаем о дружбе.

Если вы не знаете, как лучше рассказать ребенку о дружбе, то можете обратиться к мультфильмам – это самый простой, в то же время интересный способ, содержащий наглядные примеры. А для того чтобы не ломать голову, вспоминая какой мультфильм поведает о дружбе, мы предлагаем вам подборку с их названиями. Теперь вам останется только выбрать, который из них вы предпочтете.

Мультфильмы о дружбе:

«Кот Леопольд»

«Золотая антилопа»

«Король Лев»

«Чебурашка и Крокодил Гена»

«Тимка и Димка»

«А что ты умеешь?»

«Однажды утром»

«Он попался!»

«Жил-был пес…»

«Раз – горох, два – горох…»

«Радуга»

«Крошка Енот».

Фильмы про дружбу:

«Приключения электроника»

«Тимур и его команда»

«Королевство кривых зеркал»

«Белый Бим Черное ухо»

«Та сторона, где ветер».

Песни о дружбе:

«Вместе весело шагать»

«От улыбки станет всем светлей»

«У друзей нет выходных»

«Песенка о доброте и дружбе»

«Все мы делим пополам».

Читайте о дружбе:

басня Л. Н. Толстого «Два товарища»

Н. Носов «Приключения Незнайки и его друзей»

Чилик М. С. «Дружбу надо заслужить»

Л. Завальнюк «Как Прошка друга искал»

В. Каверин «Два капитана»

Астрид Линдгрен «Малыш и Карлсон, который живет на крыше»

В. Драгунский «Денискины рассказы».

Прививаем качества, которые помогут найти друзей.

Важно научить ребенка дружить еще в детстве, ведь все мы прекрасно понимаем, что самые верные друзья чаще всего идут вместе с нами еще со школьной поры. Именно в детсадовском, школьном возрасте легче всего найти друзей, а дальше это с каждым годом дается все сложней. Большую часть жизни занимает работа и, как бы это не звучало банально – сон. Не остается времени, не хватает желания, чтобы узнать человека поближе, проникнуться его проблемами, его жизнью, да и люди (большинство из нас) с возрастом становятся более сдержанные в общении и менее открытыми. Поэтому нужно прививать с детства те качества, которые помогут детям найти друзей и самим стать хорошими друзьями. Детство – это время веселья, радости и дружбы. Мы рассказали вам, как научить ребенка дружить, родители не оставайтесь в стороне, помогите своему малышу, если видите, что ему нужен друг.

Как правильно вести себя взрослым!

·       Не говорите сыну или дочери следующие фразы: «Никого не угощай конфетами», или «Никому не давай фрукты. Они очень дорого стоят». Дайте ребенку лишнее яблоко или конфету. Пусть угостит товарищей. Приучите его делится карандашами и игрушками.

·       Не осуждайте при малыше его знакомых, педагогов. Обращайте внимание чада на положительные стороны каждого из них. Что касается недостатков, их всегда можно оправдать.

·       Не будьте равнодушны. Успокойте вместе чужого ребенка, плачущего во дворе, подкормите синичку за окном или дворовую собаку. Так малыш научится сопереживать чужому горю.

·       Научите чадо смотреть на мир с юмором. Зачем ему быть слишком серьезным? Больше рассказывайте ему детские юморески, смешные стихи, забавные мультфильмы.

Каждым родителям хочется, чтобы ребенок был чутким, порядочным и отзывчивым, умел дарить любовь и теплоту, был надежным другом, умел откликаться на чужую беду.

А поэтому, помогите своему ребенку найти и сохранить дружбу. Ведь именно друзья из детства, как правило, остаются самыми родными и во взрослой жизни. Некоторые называют детскую дружбу репетицией взрослых отношений, но часто именно она может дать нам, взрослым, настоящий пример верности и человечности.

Уважаемые родители, необходимо помнить, что дружба дарит ребенку не только близких по интересам людей, но и дополнительную возможность научиться уважать другого человека, доверять ему. Дружба становится прекрасным средством и индикатором степени социализации ребенка. Именно при дружеских отношениях ребенок учиться полноценному общению на равных, что невозможно, например, в детско-родительских отношениях.

Помогите вашему ребенку понять, что дружить и иметь верного друга, а также самому быть верным надежным другом — это здорово! [1] 

Как научить ребенка выбирать друзей

3–4 ГОДА: ЗАКЛАДЫВАЕМ БАЗУ

До 3 лет речь идет не только о дружбе, но и о любой совместной деятельности с другим ребенком. Возможна игра рядом, взаимный интерес, но основные объекты внимания ребенка — мама и папа.

После 3 лет эмпатия значительно развивается, поэтому дети начинают разделять чужую радость, сочувствовать, помогать, дарить что-то другому. Появляется желание участвовать в совместных играх. Но любой конфликт интересов завершается ссорой.

В 4 года уже можно услышать от малыша: «мой друг». Но это очень ситуативно: товарищ — тот, с кем играют здесь и сейчас. Разговоры о друзьях — это, скорее, подражание, часть взрослого мира, как игра в парикмахера или пожарного. Дети в этом возрасте живут в стихии ролей, но могут путать человека и роль. Часто бывает так: «Катя — лучшая подруга, мы в магазин играли», а завтра: «Я Катьку не люблю, сегодня у нас в игре ведьмой была, она злая».

Что могут родители?

1. Главная задача ребенка в это время — научиться играть в компании, соблюдать правила, делиться, ждать очереди. В это можно играть, демонстрировать с помощью игрушек и давать шанс получить опыт. Малыш должен научиться простому алгоритму знакомства, уметь предложить игру, понять в общих чертах понятие «дружба».

2. Что именно рассказать об этом — знают все родители и могут найти множество детских книг и мультфильмов вроде «Крошка Енот», «Мой маленький пони: дружба — это чудо», «Самый большой друг», «Обида», «Ежик и медвежонок», «Ледниковый период».

5 ЛЕТ: СОЗДАЕМ КРУГ ДРУЗЕЙ.

Не стоит преуменьшать это время и опасно пропустить его: ребенок уже выборочно относится к людям, но этот процесс еще подконтролен. Ведь в школе влиять на то, к каким одноклассникам тянется сын или дочь, будет значительно труднее. Первое, что заметно: девочки начинают больше играть с подругами, парами-тройками, а в мальчишеские компании уже не всегда берут девочек. Также у дошкольника появляются устойчивые предпочтения: он скучает по определенным детям, даже если ему есть с кем играть, регулярно выбирает именно их, инициирует более широкое общение (например, просит родителей пригласить домой), демонстрирует привязанность различными способами, может ревновать. Но в 5 лет заранее оценить качества сверстника ребенок еще не может. Он выбирает в друзья тех, с кем ему интереснее всего, на основе общих интересов.

Что могут родители?

Чтобы подростком сын или дочь выбирали приемлемых друзей, нужно заложить основание: создать круг общения, в котором малыш сможет найти достойных и интересных товарищей. Не надейтесь, что общение он найдет автоматически: во дворе, например, как это было в нашем детстве. Сегодня от родителей требуются усилия.

Важный нюанс: нельзя привести одного ребенка и назначить его другом. Не ждите, что сын или дочь будет в восторге от общения с маленьким гостем, и, если контакта не получится, не заставляйте. Нужно дать шанс, выбор.

Если ребенок ходит в детский сад, это не решает проблему. Во-первых, если откровенно, далеко не всегда контингент группы в детском саду составляют дети тех людей, с которыми вы сами проводили бы время. Во-вторых, это способ коллективного воспитания, а опыт общения вдвоем-втроем лучше получать отдельно. Но еще больше проблем у малышей, которые растут с бабушками и нянями. У многих из них нет ни одного постоянного партнера по играм, только случайные встречи на разных детских площадках. Поэтому хорошо на выходные пригласить детей друзей. Вашего возраста нет или они постоянно заняты? Попробуйте на форуме для родителей специально разыскать единомышленников и «сдружиться». Хорошо, если ребенок ходит в какой-то кружок, секцию или на разовые мастер-классы. Общее дело даст точку сближения. Но на занятиях общаться некогда. Приятных ребенку сверстников с родителями стоит пригласить в гости, на прогулку, на совместный просмотр кино или в развлекательный центр.

Показать, как умеете дружить вы сами. Иногда дети вообще не видят друзей родителей, ведь те общаются только на работе или назначают встречи в кафе. Пригласите гостей домой или возьмите ребенка с собой в гости, в кафе. Если контакты с друзьями потеряны, восстановите их ради ребенка, организуйте хотя бы одну встречу. Если не удается, почитайте книгу о нетворкинге Кейта Ферраци «Никогда не ешьте в одиночку» и хоть немного продемонстрируйте ребенку, как взрослые общаются.

6–8 ЛЕТ: УЧИМ ИСКАТЬ

Казалось бы, то, что у детей в этом возрасте развитие речи достигает значительного уровня, не связанно с дружбой. Но именно это обеспечивает важную часть доброжелательного общения — разговоры на разные темы, умение подбодрить или утешить словами.

Дети начинают выбирать друзей за человеческие качества, а не просто тех, с кем интересно. Школьники смотрят, как сверстник ведет себя в классе, как его оценивают учителя, как ведет себя с другими детьми. Если в 5 лет ребенок практически всегда ответит на внимание другого, который придумывает что-то интересное и не обижает, то в 7 лет он может уже сказать: «Не хочу играть, потому что ты обижаешь слабых». Также ученик начальной школы ждет оценки от друзей: «Саша сказал, что я смелый».

Что могут родители?

В этом возрасте дети обращают внимание на хорошую репутацию. Поэтому нужно вести себя в присутствии друзей ребенка деликатно: не ругать публично, не проявлять гиперопеку.

Выбор друзей на этом этапе — в основном подражание родителям. Стоит честно ответить себе: по какому принципу я выбираю людей, какую модель построения отношений демонстрирую. Можно и наоборот: в ребенке увидеть себя, как в зеркале.

Выбирает тех, у кого самые лучшие игрушки, кто самый привлекательный и хорошо одетый? Возможно, и вы отдаете предпочтение внешнему и материальному в общении? Ищет сильного, пусть и не очень интересного, того, кто будет защищать от остальных детей? Не считаете ли вы друзьями исключительно влиятельных и авторитетных людей? Рядом с ребенком — «зрители», которые должны то хвалить, то утешать? А не звоните ли вы подруге только для того, чтобы пожаловаться на жизнь? Сын или дочь окружает себя «серыми мышками», непонятно, что у них общего? А что вы говорили о будущих друзьях ребенку? Не одно ли единственное: чтобы в подростковые годы не попал в плохую компанию, где злоупотребляют, что-то нарушают… Вот ребенок и ищет по принципу «как бы чего не вышло». Если родительская модель выбора друзей здоровая, то ребенок будет получать полезный опыт. [2]

*         

Подведем итог:

Умение заводить друзей очень важно для ребенка — это основа его будущей социализации и важное условие для гармоничного развития. Но вопреки распространенному мнению, детям не всегда просто дружить в детском саду: родителям нужно научить их общаться.

Показывать хороший пример

Прежде всего, ребенок учится дружить, наблюдая за общением родителей и ощущая отношение папы и мамы к себе. Если они интересуются мнением малыша и проявляют уважение к его достоинству, он также будет с уважением относиться к другим, и этот навык поможет ему находить общий язык с людьми.

Пример дружелюбных и гостеприимных родителей лучше любых слов разовьет в нем открытость и готовность идти на контакт.

Также можно подобрать детские книжки и мультфильмы, которые показывают, что такое настоящая дружба.

Обучать и исправлять

Чтобы у ребенка появились друзья, важно прививать ему правила общения: он должен научиться проявлять внимание к другим детям, сочувствовать, быть честным и щедрым. Говорите об этом, обсуждайте с ребенком вымышленные ситуации или случаи, с которыми малыш уже столкнулся. Спрашивайте его, как будет лучше поступить, и направляйте к правильным решениям.

Более того, обращайте внимание, какие качества нужно искоренить в вашем ребенке, а какие — взрастить, и делайте на них акцент. Ведь эгоист, тихоня или драчун быстро станут изгоями в детском коллективе.

Так, если ребенок привык доминировать и подавлять других или хулиганить, учите его доброте и пониманию, порицайте эгоизм. Застенчивого малыша поощряйте подходить к детям и предлагать играть или дружить, ведомого — вырабатывать лидерские качества и собственное мнение. А хвастунишкам и слишком чувствительным детям не хватает похвалы и внимания — дайте им больше любви и поддержки в кругу семьи.

Учить играть

Дружба у дошкольников, как правило, начинается с совместного участия в играх. Если ребенок не умеет ни во что играть, ему будет сложно подружиться с компанией, но родители могут помочь. Научите сына или дочку разным играм, играйте вместе, а также организуйте времяпровождение для вашего крохи и других знакомых детей. 

Малыш почувствует себя увереннее, теперь ему будет что предложить «коллегам» по детскому саду, и станет проще подружиться.

Учить делиться

Одно из главных препятствий детской дружбы — нежелание делиться игрушками. Ребята быстро закрепляют за маленькими собственниками прозвища вроде «жадина-говядина» и не долго думая идут играть с другими — теми, кто готов давать свои игрушки друзьям.

Родителям важно тактично помочь ребенку не жадничать. Если кому-то понравилась его игрушка, предложите на время поменяться, а если ребенок хочет сделать подарок другу, поощряйте такие порывы щедрости. Хвалите малыша за хорошие дела.

Учить мириться

Поддерживайте с ребенком доверительную связь, узнавайте как проходит его общение с детьми в саду. Когда он делится, что произошла ссора, можно выслушать его, обсудить вместе ситуацию и рассказать о том, как важно мириться с друзьями. 

Научите ребенка не затаивать обиду и не ждать, пока к нему подойдут, а проявлять инициативу: первым начать разговор и извиниться, если неправ. А неправы в ссоре обе стороны.

Эти советы помогут ребенку дружить не только в детском саду, но и строить отношения в любом коллективе, а также найти настоящих друзей, которые будут с ним по жизни. [3]

 

Советуем посмотреть Как научить ребенка дружить?

https://www.youtube.com/watch?v=gaEeIJMXZeE

Источники:

1.    http://baranova.svetlyachok-varn.edusite.ru/vis_p28aa1.htm

2.    Автор: Алина Мирошникова   Как научить ребенка выбирать друзей журнал  освитория https://osvitoria.media/ru/experience/yak-navchyty-dytynu-obyraty-druziv-2/

3.    https://www.deti.fm/news/id/2690

4.    https://www.youtube.com/watch?v=gaEeIJMXZeE

Комментарии